Храм Троицы Живоначальной в селе Кой – Софийско-Троицкий Благотворительный Фонд

В начале XVIII века, когда начинается строительство каменных церквей, первым храмом стала именно эта двухэтажная церковь Святой Троицы. Для ее сооружения были специально приглашены московские мастера. Строилась церковь десять лет и была освящена в 1731 году. Позднее на территории района были сооружены еще 24 каменных храма, но ни один из них по своей уникальности и архитектурным особенностям не мог превзойти Троицкую церковь в Кою.Она была окружена оградой с башнями и двумя воротами (сер. XIX в.), а также включала в себя Александровскую часовню (1882-1885 гг.), и даже духовное училище, больницу, два дома причта (все здания сер. XIX в.), торговые лавки (1870-е годы), крестьянские дома (кон. XIX – нач. ХХ вв.).
Само здание Троицкой церкви представляет собой образец благородной, но всё же эклектики, поскольку включает в себя характерные черты сразу нескольких стилей, употребление которых в церковном зодчестве отмечено в совершенно разные времена. Благодаря этому, церковь, как архитектурный объект, собственно, и отмечена тем своеобразием и шармом, которое и выделяет этот храм на фоне других церковных построек XVIII-XIX веков. Если в декоре доминируют приемы барокко, которые разумеется спорят с колокольней, возведенной в манере скорее позднего классицизма, то сами объемно-пространственные решения церкви скорее следует отнести к традиции XVII века или даже более ранних периодов, поскольку опоясывающая пятиглавый четверик центрального объема галерея с двуярусной аркадой – это скорее дань традиции устройства гульбища и «сеней», характерных для деревянной русской архитектуры, но в нашем случае ещё и превращает нижний «теплый» храм в своего рода «термос», что крайне разумно и для каменной постройки.
Кроме того, в селе Кой расположена ещё и церковь Иоанна Богослова (1828-1833 гг., в стиле ампир). Весь этот ансамбль церковных и вспомогательных зданий и сооружений некогда функционировал в жизни села как единое целое, дополняя друг друга и,  раз уж большинство этих построек (хоть и с утратами) сохранились, то совершенно обосновано мы ставим вопрос о восстановлении Церкви Святой Троицы только как первый этап, поскольку, безусловно восстановлен должен быть весь этот ансамбль построек: сами церкви, часовня, причтовые объекты по их прямому назначению, а второстепенные объекты, являющиеся частью сформированного вокруг исторического сердца села хотя бы внешне с приемлемым приспособлением их под современные нужды – возможно, как объекты туристической инфраструктуры (например, краеведческий или тематический музей, гостиница, объекты торговли сувенирами, дом ремесел, трапезные и кафе и т.п.).
Когда-то это были очень богатые земли, знаменитые ярмарками, торговыми путями, развитыми фермерскими угодьями, передовыми фабриками и заводами.Сегодня в тех местах можно наблюдать вымершие деревни, опустевшие школы, разрушенные храмы, брошенные больницы – как печальные памятники прошлому и укор настоящему.
И это немудрено, поскольку издревле известно, что  жизнь в деревне расцветает вокруг Храма. Ведь он дает защиту людям, ощущение радости,  надежду на мирную и счастливую жизнь.
Это доказывают сухие и страшные цифры статистики: по данным переписи населения в 1914 году в селе Кой и окрестных деревнях насчитывалось около 5 тысяч прихожан (2036 мужчин и 2508 женщин), а в 2010 году население этих мест составило всего 166 человек.
В своей работе Фонд стремится, прежде всего, сохранить и передать потомкам практически утерянные памятники культуры, храмы, ведь в каждой детали есть особенный смысл, мудрость народная, послание следующим поколениям.  Если это не сделать сейчас, многие святыни разрушатся, как уже исчезли безвозвратно многие сотни.
Мы уверены, что Вам тоже небезразлично, в какой стране будут жить Ваши дети, давайте вместе сохраним то достояние, которое передали нам наши предки. И, вместе с этим, будем причастны к возрождению жизни в деревне.